К.Е. Бездоленко,
Н.А. Заспа,
В.С. Мокрый,
Н.А. Лаюк,
А.В. Майстренко
ГНА в Черкасской области

  • ПОСТРОЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ
В настоящее время информационная система налоговой службы построена исходя из логики организационной структуры - существуют комплексы программного обеспечения районного, областного и центрального уровней. Они реализованы на разных СУБД (Oracle - на областном и центральном уровнях, FoxPro - на районном) и, соответственно, на разной идеологии приложений. Взаимодействие между уровнями осуществляется путем передачи файлов различных типов. В ближайшее время будет запущена в эксплуатацию корпоративная сеть передачи информации между центральным и областным уровнями (с последующим расширением и на уровень район-область).
Исходя их этих условий, первым шагом по дальнейшему развитию системы мог бы быть переход на использование СУБД Oracle на районном уровне. Однако, наряду с неоспоримыми преимуществами, это приведет и к существенным затратам (как непосредственно денежным - на приобретение дополнительных серверов, лицензий на использование Oracle, оплаты за обучение персонала, так и к увеличению трудозатрат на сопровождение). Кроме того, такое решение не избавит от необходимости передачи и обработки существенных объемов информации на уровне район-область (не менее 30 % процентов трудозатрат информационной службы).
В общем, после создания корпоративной сети на уровне область-район представляется целесообразным не хранить базы данных на районном уровне. Все данные можно сосредоточить на областном уровне, а работникам районных подразделений предоставить доступ к ним через соответствующие сервера приложений и унифицированное клиентское программное обеспечение (трехуровневая система клиент-сервер).
Это позволит достичь:
1. Оперативности обработки информации - поскольку вся имеющаяся информация уже собрана, проверена и является актуальной; данные об уплате налогов поступают непосредственно от областного отделения Казначейства (возможно даже в режиме реального времени) и т. д., а, следовательно, возможен любой анализ информации без обращения за ней к районным подразделениям.
2. Сокращения количества сопровождаемых элементов системы.
3. Упрощения системы защиты информации.
4. Снижения трудозатрат работников на районном уровне (отсутствие необходимости в составлении большинства отчетов), что позволит им сосредоточиться на непосредственной работе с плательщиками.
Но даже такое решение не позволяет избавиться от всех проблем. В частности, необходимо более широкое взаимодействие как между районными подразделениями, так и между областными (например, для проверки достоверности документов по возмещению НДС, подлинности самого налогоплательщика и т. п.). Кроме того, необходимо предусмотреть возможность перестройки информационной системы при изменениях в организационной структуре службы (офисы по обслуживанию крупных налогоплательщиков, межрайонные инспекции, возможно - округа). Однако типичные трехуровневые системы клиент-сервер такими возможностями в полной мере не располагают. Фактически необходимо программное решение, которое позволяло бы создавать n-уровневые приложения, не зависящие от расположения компонентов в пределах сети и взаимодействующие между собой с помощью стандартизованных протоколов, в том числе и в условиях существенного ограничения пропускной способности каналов связи.
Указанным требованиям вполне удовлетворяет система, построенная на использовании технологии WEB-сервисов.
Технология XML WEB-сервисов - это программная среда логики приложения, предназначенная для организации взаимодействия между разнородными приложениями, реализованными на различных языках и/или платформах, которая использует такие Internet-стандарты, как XML и HTTP. Поскольку сервисы используют основанную на XML систему обмена сообщениями и доступны через стандартные интерфейсы, они позволяют гетерогенным системам работать как единая вычислительная сеть.
Применительно к информационной системе НСУ, это позволит распределённым приложениям взаимодействовать не только внутри корпоративной сети, но и с Web-сервисами других органов государственного управления, а также обеспечивать предоставление сервисов для внешних клиентов (например - налогоплательщиков).
Для обмена сообщениями используется основанный на XML протокол SOAP, допускающий совместное его использование с любым транспортным протоколом или механизмом для передачи SOAP-сообщений будь то SMTP, FTP, HTTP или просто дискета.
Схема взаимодействия элементов такой системы изображена на рис. 1.

Рис. 1.